Каневчанки-участницы Великой Отечественной войны

пятница, 26 февраля 2010 г.

Долина Анна Ивановна

Родилась она в Каневской в далёком 1921 году в обычной крестьянской семье. И с детства познала цену жизни на земле. В те времена дети раньше, чем говорить, учились работать и помогать родителям. После окончания школы Анна пошла! работать в Каневское РАЙЗС статистом. Работала там до июля 1941 года...В один из дней комсо мольцев собрали в райкоме. На повестке дня стоял только один вопрос. Я думаю, несложно догадаться какой. Тяжёлое это было собрание. В итоге комсомольцы приняли решение организовать добровольный истребительный батальон. И каждый день они собирались и учились военному делу и оказанию первой помощи на поле боя.В октябре начали формировать казачьи конные сотни во всех станицах края. Появилась такая и в Каневской. Анна с подругой Верой Хазай пришли в райком комсомола и добились, чтобы их зачислили в 3-ю Каневскую казачью сотню. 

В ноябре каневских девчат переводят в 76-й медсанэскадрон. Сперва Анна была санинструктором, потом операционной сестрой. После учёбы ей присвоили звание старший сержант.Память многое милосердно укрывает из нашего прошлого. Но никогда Анна Ивановна не сможет забыть, как она, двадцатилетняя девчонка, которая боится пауков, вынуждена лезть под пули, вытягивая с поля боя окровавленных, обожжённых солдат, кричащих от боли. Не забыть ей и то, что она видела в операционных... Иной раз даже отказывало сознание, но, понюхав нашатыря, сестра возвращалась к раненым. Сестричками ласково называли медсестер солдаты.
Помнит Анна Ивановна такой случай. Её часть стояла недалеко от города Пешково, как вдруг показался советский самолёт. Он спускался всё ниже и ниже. Неожиданно из туч вынырнули немецкие истребители и стали атаковать наш. А кавалеристы ничем не могли помочь. В неравной схватке самолёт был подбит, но лётчик успел выпрыгнуть из горящей машины.
Казаки вскочили на коней и понеслись к месту предполагаемого приземления авиатора. Ему повезло - спустился он на стороне наших войск, и казаки его быстро нашли. Он лежал на земле лицом вниз и не решался поднять глаза, думал его фашисты поймали.
Ранили лётчика очень серьёзно. Когда Анна готовила его к операции, то обратила внимание, что он весь покрыт сетью чёрных точек, из которых струится дым - это было сложнейшее термитное ранение. Лётчик еле выкарабкался.
Оказалось, лётчик и Анна земляки - родом он из Новоминской. Звали его Семён. Фронтовая судьба развела их, но Семён, когда оправлялся после ранений дома, приехал к родителям Анны благодарить за дочь, что ему жизнь спасла...
Кавалерия выполняла трудную работу, к примеру, кавалеристы просачивались по бездорожью в тыл врага и лихими наскоками отрезали пехоту от танков, после чего с машинами было гораздо легче справиться нашей пехоте. Но каково это было? Подводы застревали в грязи, портянки примерзали к ногам, приходилось шагать в насквозь промокших сапогах.
Однажды был такой случай. Шло наступление, мимо ехали танки, а Анины сапоги застряли в грязи, так как были не по размеру. Вот она и стоит чуть не плача, глядя на проезжающие мимо танки. Тут увидел её какой-то танкист. «Чего ревёшь?» -спросил. Она рассказала, и он распорядился вытащить девушку. Её вытащили, а вот сапоги остались в том болоте навеки...
На память о тех днях у Анны Ивановны осталась вот эта фронтовая фотография, которую вы видите. А ещё одна сделана уже в наши дни. С молодости ветеранка любит лошадей. Могло ли быть иначе, ведь служила она всю войну в кавалерии.

Вячеслав ШПАГИН.

Комментариев нет:

Отправить комментарий