- Родилась я в 1922 году в городе Богучар Воронежской области, - рассказывает Александра Ивановна. -19 июня 1941 года получила диплом об окончании техникума мясомолочной промышленности, а 22 июня по радио объявили о начале войны с фашистской Германией. Я была комсомольской активисткой, поэтому, долго не раздумывая, отправилась в горвоенкомат, где подала заявление с просьбой направить меня в действующую армию. Её направили на фронт, только на трудовой. Строить военный аэродром. Работая дни и ночи, девушки внимательно следили за сообщениями Совинформбюро, в которых рассказывалось о тяжёлом положении наших войск на фронте. Красная Армия отступала, оставляя не только наши города, но и целые союзные республики. Немцы оккупировали Белоруссию, Украину, Молдавию, Литву, Латвию, Эстонию. Бронетанковые колонны Гудериана двигались к Москве, создалась реальная угроза взятия нашей столицы. Молодёжь рвалась на фронт - защищать Родину.
Но, к сожалению для Александры (в переводе с греческого её имя означает «защитница») и её товарищей, девушек-комсомолок держали на тыловых работах. На фронт мне удалось попасть только 19 декабря 1941 года, когда враг уже был отброшен от стен Москвы. Меня назначили завотделом вещевого снабжения 421-го батальона аэродромного обслуживания, он был в составе 17-й воздушной армии, которой командовал генерал-полковник Судец. Осенью 1942 года батальон находился в районе Сталинграда.
Это были страшные дни. Верховный главнокомандующий И.В. Сталин категорически запретил эвакуировать жителей этого города. Дети, женщины, старики прятались в подвалах от массированных вражеских бомбёжек.
Дети войны... Не могу вспоминать их без слёз. Голодные, немытые, без тёплой одежды и обуви. Подходит ко мне малыш, одна ножка обута в валенок, другая в сапог: «Тётя, дай хлебушка!». Чем могла помогала, приносила им сухари, кому-то солдатскую шапку-ушанку... Сталинград оставил о себе самые тяжёлые воспоминания. Перед наступлением Советской Армии под Сталинградом, перед той самой легендарной операцией «Уран», в расположении наших войск стал появляться представитель ставки маршал Г.К. Жуков.
- Подготовка к наступательной операции проходила в обстановке строгой секретности, - вспоминает наша землячка. - Наши нервы в тот момент были натянуты как струны. С каким облегчением мы вздохнули, когда 9 ноября 1942 года в 4 утра грянула артподготовка! Дальше были железные клещи, в которые взяли 6-ю армию фельдмашала Паулюса, и разгром окружённой группировки противника, отражение наступления танков Манштейна, рвавшихся на выручку окружённым. С этой победы начался коренной перелом в войне.
Личный состав наших частей ждал добрых вестей с переднего края, для них политорганы выпускали боевые листки, редактором одного из них была Александра Ивановна.
Боевой путь А.И. Горелик прошёл в составе 3-го Украинского фронта и закончился в Австрии. Среди населённых пунктов, через которые прошла войсковая часть Александры Ивановны, был Пожаровац, родной город Слободана Милошевича, где югославского президента и похоронили.
Вышла замуж наша землячка за границей, после окончания Будапештско-Балатонской операции. Брак с офицером-политработником Исааком Гореликом зарегистрировали в венгерской столице.
После войны Александра Ивановна Горелик вместе с мужем скитались по гарнизонам, куда их заносила офицерская судьба. В Прикарпатском военном округе им довелось служить в 40-й стрелковой бригаде, которой командовал сын легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева - Александр.
- Мы с Чапаевым-младшим были однополчанами. Внешне он очень походил на своего отца. Те же усы, та же манера держаться. О строгости и требовательности комбрига знали все, поэтому старались всё делать на совесть. Я была председателем женсовета чапаевской бригады (на фото в первом ряду в центре), а его жена - Анна Фарофонтовна - моим замом. Чапаев в шутку называл свою жену «Аня с понтом». Вместе с Анной мы проверяли бытовые условия в казармах, где жили военнослужащие срочной службы, поддерживали моральный дух новобранцев. В те годы ни о какой дедовщине мы и понятия не имели! Старослужащие помогали молодым постигать военную науку, а чтобы руку поднять на первогодка... При мне не было ни одного подобного факта. Нормальная была армия, не то что теперь. Слушая рассказ Александры Ивановны, я подумал, что наши ветераны (а не капелланы!) смогут стать тем мощным моральным и воспитательным локомотивом, способным вытянуть российскую армию из болота неуставных отношений. Надо только пустить их в казармы, в школы. Ведь была же в нашей стране боеспособная армия, которая держалась не на сержантском кулаке, а на чувстве долга и на осознании своей священной миссии - Родину защищать.
10 канал №18 28 апреля 2006 г.Константин Бандин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий