Каневчанки-участницы Великой Отечественной войны

пятница, 26 февраля 2010 г.

Долина Анна Ивановна

Родилась она в Каневской в далёком 1921 году в обычной крестьянской семье. И с детства познала цену жизни на земле. В те времена дети раньше, чем говорить, учились работать и помогать родителям. После окончания школы Анна пошла! работать в Каневское РАЙЗС статистом. Работала там до июля 1941 года...В один из дней комсо мольцев собрали в райкоме. На повестке дня стоял только один вопрос. Я думаю, несложно догадаться какой. Тяжёлое это было собрание. В итоге комсомольцы приняли решение организовать добровольный истребительный батальон. И каждый день они собирались и учились военному делу и оказанию первой помощи на поле боя.В октябре начали формировать казачьи конные сотни во всех станицах края. Появилась такая и в Каневской. Анна с подругой Верой Хазай пришли в райком комсомола и добились, чтобы их зачислили в 3-ю Каневскую казачью сотню. 

Полякова Раиса Михайловна


Приходит время, когда на лице появляются первые морщинки года берут свое, а еще их прибавляет пережитое. Нелегкая судьба выпала на долю Раисы Михайловны Кравцовой (в девичестве Поляковой).
-В 1943 году .-вспоминает Раиса Михайловна,-нас триста молодых девчат из Каневской взяли в армию. Были мы красноармейцами. Выполняли разную работу. Каневчанка Раиса Полякова была и телефонисткой, и санитаркой. Пришлось хлебнуть горя, не дай Бог никому,-вспоминает ветеран.-Когда были на своей территории, было легче. Много нам помогали мирные жители, корые делились последним куском хлеба.
Когда же вступили на чужую землю, этого не было. Приходилось бывать, как говорится, и в холоде, и в голоде. Было тяжело и морально, и физически. Послебоя подбирали раненых, хоронили убитых. Так как наша воинская часть была в лесу, хоронили погибших здесь же. Ямы большие не копали, так как наши девичьи руки не могли копать глубоко.
С боями каневчанка Р. М. Полякова дошла до Берлина.

четверг, 18 февраля 2010 г.

Жизнь-это миг. Мария Васильевна Чупрасова

«80 лет» - это целая, как иногда представляется, долгая жизнь, а на самом деле это просто миг, точнее, светлая полоса жизни длиной в 80 лет, проложенная человеком», - так начала беседу со мной о своем юбилее Мария Васильевна Чупраcова - участник Великой Отечественной войны,  председатель первичной организации совета ветеранов войны и труда. Уважаемая среди каневчан и не по возрасту моложавая женщина, красоту которой не портят годы.
Молодость Марии совпала с началом Великой Отечественной войны. В 19 лет она добровольцем ушла на фронт и начала служить в 151 саперном батальоне, который занимался разминированием и строительством мостов, переправ через реку Кубань. Здесь же она и получила свое первое боевое крещение и ранение. «До сих пор, - говорит Мария Васильевна, - в памяти сохранились картины бомбежки, покореженные груды металла, человеческие страдания, на которые пришлось насмотреться за период войны».
После лечения в госпитале Мария была направлена на Ленинградский фронт, вначале во второй прожекторный полк(ПВО), а затем - в зенитно-артиллерийский полк, на батарею, где служили 12 девушек, а командовал ими старшина-украинец. «Это очень похоже на эпизод кинофильма «А зори здесь тихие...», - вспоминает Мария Васильевна.
Она выполняла обязанности разведчика-корректировщика, а это значит, что должна была по приближающемуся в небе звуку определить типы самолетов, которые до сих пор помнит назубок, и дать координаты на уточнение цели.
На вопрос о самых памятных днях военной жизни, Мария Васильевна со вздохом ответила; «Печальные события - это все, что связано с «дорогой жизни», которую мы охраняли под Ленинградом, а радостные - снятие блокады Ленинграда и возвращение с войны 1 августа 1945 года - в день моего рождения».
Послевоенная жизнь Марии Васильевны на долгие 50 лет была соотнесена со службой быта, с выполнением общественной работы, с заботой о нуждах и проблемах ветеранов войны и труда.

Ее бал победы был в королевском дворце. Екатерина Степановна Крамарь (Грицаенко)

КОГДА началась война, наша мама - в девичестве Екатерина Степановна Грицаенко - училась на втором курсе Кубанского мединститута. Потом вуз эвакуировали в Ереван, где она продолжала учебу, а вечерами уходила в госпиталь. По окончании института мама получила назначение врачом в санитарный поезд № 1132. Ей, молоденькой девушке, приходилось подбирать раненых бойцов под бомбежками прямо с поля боя. Оперировали их в поезде. Однажды во время одной из операций поезд начали бомбить. Чудом она осталась в живых. Можно сказать, что через всю войну мама проехала на этом поезде, добралась до Австрии, где и узнала о Победе.
В Вене в честь русских офицеров (а наша мама - капитан медслужбы) во дворце короля Франца Иосифа давали бал, на который она была приглашена со своими боевыми товарищами. Из Вены в 46 году мама прислала домой письмо, которое бережно хранится в нашей семье.

Дина Семёновна Шорохова

ПЯТНАДЦАТЬ с половиной лет было Дине Семёновне Шороховой, когда она попала на фронт санитаркой в медсанбат. На хрупкие девичьи плечи выпали такие моральные и физические испытания, что хватило бы не на один десяток человеческих судеб. Кровь, пот, стоны раненых бойцов... до сих пор не может вычеркнуть память из того, что пережила и выстрадала совсем ещё молоденькая девушка.
Родилась Дина Семёновна 18 апреля 1926 года в станице Тимашевской. Кроме неё в семье были два старших брата и младшая сестра. Жили дружно. С детства родители воспитывали у девочки сострадание к чужой боли.
В октябре 1941 года в Новоминской, где в то время жили Шороховы, развернули эвакогоспиталь № 4539, куда пошла работать восьмиклассница Дина. В январе 1942 года его направили в действующую армию в Крым. С этим госпиталем Дина Семёновна пережила всю горечь отступления по Кубани: Тоннельная, Белореченск и так далее до самых предгорий Северного Кавказа. Дошли до Орджоникидзе (ныне Владикавказ). В августе того же года госпиталь разбомбили, Дина чудом осталась жива. Вместе с подругой она оказалась на формировочном пункте, откуда её направили в военно-пехотное училище на курсы радисток. Но стать связисткой ей было не суждено, всех мужчин забрали на фронт, а на неё возложили обязанность заведовать пятью складами, в том числе и тем, где хранились боеприпасы. Своими руками она перенесла сотни, а может, и тысячи тонн металла. Действительно, у войны не женское лицо!

ТРУДНАЯ, НО ИНТЕРЕСНАЯ СУДЬБА. Анисья Захаровна Фисан

До войны она окончила семь классов в школе № 1, отучилась на курсах счетоводов в рабоче-крестьянской школе и пошла работать в «Заготскот» бухгалтером. Но на ее юность выпало самое трудное и горькое испытание - война.
5 мая 1943 года пришла ей повестка. Как комсомолку призывного возраста Анисью Захаровну призвали служить в армии. Месяц находилась на под¬готовке в г.Приморско-Ахтарске, затем отправили в Краснодар, в 11-й отдельный зенитный дивизион. Служила связисткой, ее часть шла за линией фронта километрах в тридцати.
- В боях не участвовала, - говорит Анисья Захаровна, - от аппарата нельзя было никуда отойти. Принимали и передавали всякие указания. Бомбежка или налет, дождь, грязь или жара - берем катушку и бегом вперед. Идешь по линии несколько километров, найдешь обрыв - соединяешь. Возвращаешься, подключишься - снова обрыв, снова нужно бежать, искать, соединять. Бомбили все время. И не страшно было, наверное, потому, что были молодыми, о смерти не думали, но и не загадывали наперед, вернемся ли домой живыми-здоровыми.
После открытия второго фронта рота осталась в обороне порта г.Одессы, где особенно часто были налеты, потому что в порту находилось много судов, как советских, так и иностранных, и летная часть, которая вылетала на дальние бомбардировки. В конце 44-го года перевели служить В 1 Прожекторную роту, тоже связистом. Войну закончила в г. Одессе.
Когда закончилась война, Анисья Захаровна была на дежурстве. Все вышли на улицу, включили прожектора и направили в небо. Такая радость была! Все обнимаются, целуются, кричат:
- Ура! Победа! Домой поедем. С будущим мужем познакомилась еще в школе.